История

Оглавление

История и современность Спасского собора города Кирова

До революции на территории нашего города находилось порядка 60 различных культовых построек, построек самых выдающихся, праздничных (не случайно старые часовенки и церкви до сих пор «величают» украшениями). Осталось 20, так называемых домовых храмов, церквей, то есть обычных зданий с алтарными пристроями, остались те, что можно было демонтировать без лишних затрат, приспособить под гражданские цели. С этой точки зрения типична судьба Спасского собора.

Почти 400 лет назад на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Благодаря этой чудесной иконе, наш храм «породнился» с главной башней Московского Кремля.

В московском храме икона находилась 300 лет, не раз помогая приходящим к ней с молитвой. Она пережила вместе со столицей Наполеоновское нашествие и другие беды, но после событий 1917 года бесследно исчезла бесценная святыня земли русской.

Во время красного террора были практически разрушены основы, на которых держалось общество. Одной из таких жертв стала религия. Пытались задушить веру наших дедов и прадедов, заменив её красными флагами и красными уголками, алкоголем и веселыми песнями, не забывая при этом снести колокольню или свергнуть крест. В чём причина всеобщего одичания и разрухи?

Сегодня, когда общество переживает духовно-нравственный кризис, возникает необходимость обратиться к истокам духовной культуры, потому тема исследовательской работы «История и современность Спасского собора». Ознакомившись с материалами по данной теме, автор поставил перед собой задачу отразить события истории России на примере православного храма. Цель исследовательской работы — узнать о благих намерениях наших предков, об их духовной жизни, о гонениях, каким были подвержены, о влиянии храма на жизнь общества и отдельного человека.

Данная тема в работе, как и в краеведческой литературе, нужно отметить, ещё не раскрыта полностью. Многим из нас неизвестна судьба памятника архитектуры ХVIII века, который возвышается в центре старой части нашего города. Материалы по этой теме интересны краеведам, могут пополнить фонды школьного музея, дают хотя бы небольшое представление о жизни наших предков.

История иконы Спаса Нерукотворного

Почти 400 лет назад, в начале XVII века на месте нынешнего Спасского собора стояла деревянная церковь. Она находилась на окраине Хлынова и её приход состоял из посадских людей. На паперти храма над входом висела икона Спаса Нерукотворного. Икона, изображающая лик Иисуса Христа, чудесно запечатленный на плате, которым Спаситель отёр Своё лицо. По древнейшему преданию, эдесский царь Авгарь возжелал иметь у себя изображение Иисуса Христа. Спаситель, узнав об этом, просто отёр лицо большим куском ткани, и на нём мгновенно запечатлелся Его лик. Во время гонений на христиан этот образ был замурован в стене и отпечатался также на скрывавшей его черепице. После перенесения в Константинополь оба чудесно запечатлённых портрета (Нерукотворных образа) были скопированы и получили распространение не только в Византии, но и славянских странах. Одна из таких копий была обретена и на Вятской земле.

На паперти Троицкой церкви в Хлынове с незапамятных времён находился образ древней живописи, изображавший нерукотворный лик Спасителя на убрусе, т. е. на специально приготовленном холсте. Никто не знал когда и кем был принесен и поставлен там этот образ. Святой образ Спасителя, находясь на паперти Вятской Троицкой церкви, прославился совершающимися пред ним чудесами. Произошедшее чудо внушило всем хлыновцам особое благоговение к этой иконе, и она торжественно была перенесена с открытой паперти в храм.

Житель города Хлынова Пётр Палкин был болен глазами, наконец, совершенно ослеп и в течение трёх лет ничего не видел. Но вот 12 июля 1645 года, придя в Троицкую церковь, Палкин стал усердно молиться пред Спасовым образом и внезапно прозрел. Увидев свет, исцелённый Палкин со слезами радости тотчас же поведал о свершившемся чуде всем тут бывшим и попросил священнослужителей совершить благодарственный молебен Всемилостивому Спасу. Весть об исцелении слепца Палкина быстро разнеслась по городу.

У вдовы Акулины Пушкарёвой болела правая нога. В течение десяти лет нога её была скорчена, и Пушкарёва не ходила. Движимая верою Акулина приползла к Храму Спасителя и начала истово молить Господа об исцелении, и Господь исцелил её. Она ушла из храма на ногах, славя Бога.

Подобные чудеса продолжались и далее. Всего было зарегистрировано 104 чуда, произошедших по молитвам перед иконой. Всё происходящее возбудило в народе глубокое благоговение к Богу и Нерукотворному образу Его. Драгоценная для жителей Хлынова святая икона была перенесена с паперти в храм. Поэтому в 1679 году, когда сгорела деревянная Троицкая церковь, заложили новую, каменную, которая была закончена в 1693 году и освящена во славу нерукотворного образа Спасителя.

А в далёком 1646 году весть о совершающихся на Вятке чудесах пред образом Спасителя дошла до Москвы. Архимандрит Новоспасского монастыря в Москве Никон, будущий патриарх, хлопотал перед царём о перенесении чудесной иконы в столицу. Алексей Михайлович, посоветовавшись с патриархом Иосифом, решил перенести в Москву святыню, чтобы она стала достоянием всего православного мира.

В 1647 году царь Алексей Михайлович Романов послал в Хлынов за святой иконой Спасителя игумена Московского Богоявленского монастыря Пафнутия. По прибытии в Хлынов игумен Пафнутий путём опроса исцелившихся установил святость иконы Спасителя. Множество вятского народа приходило в последний раз к святой иконе, чтобы помолиться и попросить помощи у Господа. Современники свидетельствуют, что весь город наполнился плачем. Посланники царя с молитвой сняли образ и крестным ходом понесли в Москву.

Встреча святой Вятской иконы Спаса произошла 14 января 1647 года у Ярузских ворот. Царь со всем своим семейством, патриарх с московским духовенством, при многочисленном стечении народа благоговейно встретил из Хлынова чудотворный образ Христа Спасителя. Царь Алексей Михайлович сам понёс святую икону через ворота в Кремль и поставил икону в Успенском соборе. С того времени Фроловские ворота по царскому указу переименованы в Спасские, а главная башня Московского кремля в честь Вятской иконы Спаса стала называться Спасской. Причём, велено было всем проходящим через эти ворота снимать шапки и низко кланяться. Царь пожелал навсегда оставить Вятскую святыню в Москве, как незыблемый залог небесного благоволения его царствования.

8 месяцев образ Спаса находился в Успенском соборе, царь глубоко чтил эту икону, что видно из описания: «25 числа января месяца 1647 года слушал Государь вечерни в соборной церкви Успения Пречистой Богородицы, а праздновал Нерукотворному образу Спасу, что с Вятки принесён». Для хранения вятской Святыни был построен Спасский монастырь в Москве. 19 сентября 1647 года в иконостасе Преображенского собора по правую сторону царских врат была помещена наша святыня. В этом московском храме икона находилась 300 лет.

По указу царя с иконы Спаса была сделана точная копия. Эта копия была богато украшена, торжественно освящена патриархом и приготовлена для возвращения в Хлынов. 10 сентября 1648 года, вновь исполненная копия была торжественно с крестным ходом через Казань, отправлена из Москвы в Хлынов. Царь сам поднял святой образ и передал на руки игумену Московского Крестовоздвиженского монастыря Варлааму, назначенному сопровождать царский дар. Вместе с копией, сделанной рукой благочестивого иконописца, царь пожаловал Троицкому храму Хлынова ещё и колокол весом 106 пудов.

В Хлынов святая икона прибыла 17 декабря 1648 года. Нерукотворный образ Христа Спасителя был встречен всеми жителями города Хлынова и по велению Государя поставлен на то же место, где стоял прежний подлинник. Уже на пути в Вятку копии вновь начались чудеса исцеления. Так Господь утешил скорбящих жителей города Хлынова.

С чудотворным образом были установлены крестные ходы вокруг города. Наиболее известен крестный ход 1657 года, когда в Хлынове свирепствовала моровая язва, только лишь после обхода города с иконой Спасителя, болезнь прекратилась. Благоговейное почитание чудотворного образа Спасителя вызвало учреждение крестного хода по уездам Вятскому, Орловскому, Котельническому, Яранскому, Уржумскому, Нолинскому, Глазовскому и отчасти Слободскому. Ход этот совершался в два года один раз от 1 сентября до 9 декабря в пятую неделю Великого поста и был постоянным до 1917 года. В наше время у многих людей есть желание возродить эту благочестивую традицию.

Основание деревянной Троицкой церкви

В церковном отношении до середины XVII века Хлынов подчинялся непосредственно московскому патриарху (его подчинение Казанской епархии в 1553 году было, скорее всего, только формальным актом). В 1656 году Хлынов становится центром вновь учреждённой Вятской и Великопермской епархии. Кремль уже не воспринимается как административный центр края, постепенно превращаясь в «стольный град» епархии.  остепенно из кремля на посад переводятся житницы, съезжие избы, тюрьма. По мере расширения посада переносятся сюда же и церкви. Так, к концу века изменяются функции кремля, торговой площади, посада. Мощные городовые укрепления уже не защищают и скоро о них забывают совсем.

Кремлёвские укрепления не сохранились до нашего времени, но описание их остались в архивах. Описание укреплений начиналось со Спасской башни кремля:

«На старом городовом месте по отсыпи башня Спасская с проезжими вороты, ворота створные брусяные, с опускными решётками, осмистенная, а над воротами Спасов Нерукотворный образ в киоте. На среднем мосту в башне построена казёнка, на верху вышка круглая осми стен с окошками для сторожи. Перед башней через ров мост. Рву ширина 14 сажен, изо рву по осыпи вверх 15 сажен».

Спасская башня кремля была самой высокой: её флагшток поднимался над городом на 20 сажен. Здесь же находилась часовня, висел набатный или сполошный колокол весом 41 пуд 18 фунтов, извещавший горожан о приближении врага или о пожарной опасности.

В далеком 1552 году жители древнего Хлынова почти сразу за кремлёвским рвом на торгу на болотистом месте построили деревянную студёную церковь во имя Живоначальныя Троицы. Со строительством Троицкой церкви был основан на посаде и Троицкий приход, т. к. уже в 1559 году Троицкий приход числится официальным градским приход. Эта церковь сильно пострадала в пожаре 1613 года и была разобрана.

Город Хлынов относится к тем немногочисленным городам России, которые на протяжении XV-XVII веков интенсивно росли, сохраняя при этом свою древнюю планировку. Кремль утрачивает своё значение, за кремлёвским рвом возникает торг, а вскоре появляются и первые избы посада. Торг становится самой значимой частью в структуре города, здесь начинается и строительство храмов.

Церкви в Хлынове стояли парами: одна для службы летом, другая — зимой. Первую называли студёной, вторую, имевшую печь, тёплой. «Дозорная книга» князя Ф. А. Звенигородского поведала нам, что уже в 1615 году «на посаде в острогу на Торгу церковь тёплая с трапезною. Происхождение животворящего Креста Господня, да церковь студёная, заложена на прежнем церковном месте, Живоначальные Троицы». Прежняя, самая первая на Торгу, сгорела. Место, где она стояла, можно указать точно: на нём позже построили каменный Спасский собор, который и ныне перед нашими глазами — без колокольни и купола. Здесь в конце века проходила западная граница Торга.

Люди шли на Торг — приходили к храму. Не сотни, а тысячи, многие тысячи людей. Троицкая церковь в центре Торга не раз горела и вновь возрождалась ещё более сильной и представительной. И всегда горожанам удавалось сохранить древние иконы. Их переносили в восстановленную церковь и по чину расставляли в иконостасе и на паперти. К 1646 году к студёной церкви прибавилось два придела с престолами Чудо Архистратига Михаила и Апостолов Петра и Павла. У тёплой — тоже в приделах — новые престолы Николая Чудотворца и Великомученицы Екатерины. На паперти Троицы неведомо кем и когда принесена со Спасской башни вятского кремля икона древнего письма — нерукотворный образ Спаса на убрусе, т.е. на специально приготовленном холсте. Долгие годы икона не привлекала внимания. Но вот в 1645 году хлыновец П.Палкин помолился перед образом Спаса и избавился от слепоты.

Это событие внушило всем хлыновцам особое благоговение к этой иконе, и она была перенесена с открытой паперти в храм. О чуде узнали и в Москве. Икону отправили в первопрестольную. В Хлынов она не вернулась. Сюда прислали только её список — копию. Образ Спаса стал российской святыней. 104 чуда было записано за иконой, хранящейся в Москве, и 20 — за её списком. Вот так сотни и тысячи людей, пришедшие к Спасу в Хлынове, превратились в десятки тысяч.

В 1679 году, когда Троицкая церковь на торгу сгорела, её начали возрождать в камне, освятили в честь самой высокочтимой иконы и назвали Спасским собором (постройку закончили в 1693 году. Это был третий каменный храм в городе, после Свято-Троицкого собора и Успенского собора мужского монастыря). Храм был без прихода, храмом для всех.

История Спасского собора от конца XVII до первой трети XX в.

1. Строительство Спасского собора в камне.

Троицкий приход в Хлынове основан вместе со строительством первой Троицкой церкви или чуть позднее, т. к. в 1559 году в Хлынове Троицкий приход числился официальным городским приходом. 3 августа 1679 года вторая деревянная Троицкая церковь сгорела в большом городском пожаре. Все иконы были вынесены. Икона Спаса унесена во Всесвятскую церковь.

Через 5 дней после пожара на месте сгоревшей деревянной церкви началось строительство новой каменной. Холодный храм был освящён во имя Спасителя, а тёплый придел во имя святой Екатерины. Произошло это 15 августа 1693 года, тогда церковь была возведена в степень Собора, а Троицкий приход стал именоваться городским Спасским приходом. Вот с этого дня и начинается история Спасского собора.

20 мая 1752 года в огромном городском пожаре сильно пострадал холодный Спасский храм. Остался только тёплый Екатерининский придел, но и в нём долгое время не служили. Восстановление Спасского собора шло медленно и длилось долго. В 1755 году протоиерей Конон решил восстановить ограду вокруг собора. Но полицмейстер Степан Антонов воспрепятствовал её восстановлению, ограду не сделали.

К 1760 году Спасский приход значительно увеличился и здание собора стало тесным. В 1761 году иерей Спасского собора Симеон Бородин и церковный староста Василий Палкин обращаются в Консисторию с прошением о строительстве нового здания собора. На это прошение последовал указ о разрешение строительства нового большого двухэтажного каменного Спасского собора.

2. Строительство нового каменного Спасского собора.

В 1763 году началась кирпичная кладка здания собора, которая была закончена 14 марта 1767 года. Строительство собора было закончено в 1769 году, и в нём начались отделочный работы. 15 марта 1770 года староста собора Михаил Серебренников заключает договор с бригадой строителей в составе Феоктиста Нестерова, Терентия Никитина, Нестора Шаклеина, Зиновия Жекова на строительство вокруг собора деревянной ограды, деревянных лавок, ворот, рундуков и перекрытие крыши тёсом над каменными лавками.

28 июля 1770 года в новом Спасском соборе самим Вятским епископом Варфоломеем Любарским освящён в нижнем этаже правый тёплый Екатерининский придел, и в нём начались службы. 6 мая 1771 года архиереем Варфоломеем (Любарским) произведён в собор протоиерей Фёдор Маракулин.

21 июня 1781 года дано разрешение в селе Усть-Чепецком (современном Кирово-Чепецке) наломать плитняка для настила полов в нижнем этаже собора. Плитняк в Чепецке кололи, отёсывали, подгоняли и на лошадях возили в Хлынов — Вятку. 18 августа 1781 года дано разрешение о переносе из старого собора в новый собор иконостаса с иконами старого письма.

8 июля 1783 года епископом Лаврентием II на первом этаже тёплого храма освящён главный средний престол во имя Казанской Божьей Матери и в нём начались богослужения. После освящения двух престолов из шести Консистория решает из-за ветхости старого Спасского собора прекратить в нём богослужения.

В течение 16 лет два каменных Спасских собора стояли вместе, недалеко друг от друга. 17 июня 1785 года протоиерей Спасского собора Стефан и церковный староста Яков Швецов заключили договор на сломку и разборку первого каменного одноэтажного старого Спасского собора. В этом же году старый собор был снесён.

10 февраля 1792 года начались штукатурные работы во втором строящемся Спасском соборе, в сентябре этого же года было закончено устройство пола в алтаре и боковых постройках. В марте 1794 года были закончены отделочный работы в главном приделе холодного храма. Своих денег у спасских соборян не хватало, и они в марте этого же года просят в долг деньги из казны на достроение собора.

В декабре протоиерей собора Агафоник и староста церковный из вятских мещан Антон Урванцев «учинили договор с директором медных и железных заводов фабрикантом Иваном Петровичем Осокиным в том, чтобы в холодной церкви верхнего этажа вновь выстроенный иконостас со всею при нём резьбою весь без пропуску вызолотить казёнными материалами самою искусною работаю, не допуская к работе неискусных работников. По приличным на глади того иконостаса местам сделать цыровку во всём сходственную здешнего кафедрального собора. К работе приступить в январе 1796 года и в августе закончить непременно».

4 августа 1797 года были закончены отделочные работы по золочению иконостаса, и служители Спасского собора подали в Консисторию прошение о готовности к освящению среднего главного престола в холодном зимнем храме. 16 августа 1797 года при огромном стечении прихожан на втором этаже холодного храма Спасского собора был освящён средний главный придел во имя Спаса Нерукотворного. Освящал престол Спасителя сам вятский епископ Амвросий (Яковлев-Орлин) в присутствии всего вятского духовенства. Правый и левый приделы второго этажа стояли ещё неотделанные. Денег на продолжение работ не хватало, и тогда прихожане продают соборные торговые лавки, стоящие на торговой площади.

В сентябре 1797 года по заказу прихожан губернским архитектором выданы планы и фасады для оформления иконостаса в двух приделах в тёплой церкви на первом этаже и в холодном храме на втором этаже Спасского собора. Понадобилось почти 3 года, пока были закончены отделочные работы на очередном приделе.

8 ноября 1800 года при большом сборе городских прихожан и с участием всего соборного духовенства епископом Амвросием (Орлиным), освящён в тёплом нижнем храме северный придел во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. На соборной колокольне набор колоколов был беден, поэтому в августе 1804 года протоиерей Спасского собора Агафоник просит Консисторию разрешить отливку колоколов — одного — весом 300 пудов и второго — весом 150 пудов (для этого колокола просят перелить старый треснутый; это был колокол старого Спасского собора, пострадавшего в пожаре 1752 года). В сентябре это разрешение было получено.

13 мая 1805 года слободской мещанин колокольных дел мастер Андрей Фёдоров подписал договор со старостой Спасского собора купцом Иваном Козминым-Свечниковым об отлитии колокола весом 300 пудов и переливании второй разбитый колокол.

5 марта 1806 года архитектор представил «сочинённые» им для постройки вокруг Спасского собора на торговой площади каменной ограды, а также на отведённое место план и рисунок для делания решётки. Строительство каменной ограды начато в 1806 году и закончено в 1808 году. При строительстве каменной ограды вокруг собора с левой стороны вместо ограды были построены каменные палатки для торговли.

Служители собора жили в городе, в своих собственных домах. При выходе на пенсию на их место назначались новые служители, которые жилья в городе не имели. Для строительства домов служителям собора в 1814 году дано разрешение об отводе земли на Казанской (бывш.Большевиков) улице под Спасское подворье. Было построено три двухэтажных каменных дома, которые существуют до сих пор, но строились они очень долго.

7 сентября 1816 года в присутствии большого количества горожан с участием духовенства всех городских соборов епископ Гедеон освятил на втором этаже в холодном храме южный правый придел во имя Вознесения Господня. Оставался неоконченным ещё один придел.

В 1817 году духовенство собора озабочено устройством местной иконы во имя Петра и Павла. Писал икону местный живописец вятский мещанин Михаил Мамаев. 29 июня 1818 года в самой торжественной обстановке епископом Амвросием (Вещезеровым) в присутствии всего вятского духовенства был освящён на втором этаже в холодном храме на левой северной стороне придел во имя Петра и Павла. С этого дня в Спасском соборе, во всех шести приделах начались службы.

В 1825 году земской полицией на Казанской улице отведено земельное место под подворье Спасского собора и под строительство новых домов на этом подворье.

10 марта 1830 года служители собора просят разрешения на строительство новых соборных торговых лавок. Городская Дума отказала в просьбе, мотивируя это тем, что если собор построит свои лавки, то сбор от них пойдёт в казну собора, а город недополучит денег в свою казну. Видимо, не только теперь, но и раньше дела в Вятке решались не столь радикально.

По переписи 1915 года Спасский собор представлял собой величественное сооружение в духе раннего классицизма. В плане это равноконечный греческий крест, удлиненный с запада небольшой трапезной и папертью. Высота храма 22, длина 15.5, ширина 13 сажень (по современным меркам длина -32 метра, высота — 47 метров).

Своды в верхнем летнем храме котловые с 8-ю круглыми окнами, в приделах — стрельчатые. В церкви поставлены 4 гладких четырёхгранных столба с карнизами вверху. Окна с дугообразными и прямыми перемычками, устроены под самыми пятами сводов; наличники у них гладкие. Алтарь квадратный, своды в нём в виде круговой дуги. Стены сплошной кладки с наружи украшены орнаментом из квадратиков с полукружиями, покрытыми голубой краской. На фронтонах (кроме западного) выдаются белые кирпичные треугольники. По середине верхней церкви обведён гладкий пояс, тоже голубой краски; ниже его карниз из зубчиков и местами из поясков. На углах стены пилястры. Иконостас 1797 года; в нем чудотворная икона Нерукотворного образа Спасителя, копия со взятой в 1647 году по царскому указу в Москву (находится ныне в Новоспасском монастыре). Икона одних размеров с подлинником и написана искусным изографом; пожалована вятчанам вместо взятой в 1648 году. Украшена из царских сокровищ ризой и драгоценными камнями и имеет надпись, гласящую об этом пожертвовании.

Своды тёплого храма стрельчатые, опирающиеся на 4 столба, такие же что и в холодном храме. Окна, алтарь и своды те же. Иконостас одноярусный. Двухъярусная колокольня с фигурной кровлей и шпилем современна церкви (высота колокольни 53 метра). На колокольне — большой колокол весом 350 пудов, колокол 70 пудов, колокол 50 пудов 30 футов, колокол 42 пуда, колокол 18 пудов, колокол 14 пудов и 13 маленьких колоколов для трезвона.

В соборе те же шесть престолов, в библиотеке 700 книг; церковным старостой с 13 ноября 1899 года служит личный почётный гражданин Иван Иванович Лебедев, протоиерей Александр Князев, настоятель — священник Пётр Трапицын. В соборе по штату положено 1 протоиерей, 2 священника, 2 дьяка, все члены причта помещаются в казённых квартирах; земли — усадьба 1258 сажен, сенок 25 десятин; братский денежный доход: протоиерей — 1535 рублей, священник — 1150 рублей, дьяк — 767 рублей; прихожан православных — 438 мужского пола и 515 женского пола, все русские.

Собор работал до 6 мая 1929 года, после чего был закрыт, судьба храма сложилась трагично, и только в 1995 году собор был возвращён церкви, сейчас там всё ещё ведутся реставрационные работы.

История Спасского собора от первой трети XX до начала XXI века.

С укором безликие склепы взирают на нас
И, тихо грустя о красавцах соборах,
Стоит безголовый загаженный Спас.

Спасский собор был построен по проекту неизвестного архитектора, хорошо знакомого со столичным зодчеством своего времени, с 1786 года здание перешло под надзор Ф.М.Рослякова (хорошо известного в своё время вятского архитектора). По его чертежам был установлен иконостас главного храма и приделов, последний из которых был освящён только в 1818 году.

Расположенное на гребне спуска, ведущего к реке Вятке, здание играло заметную роль в планировке старой части города. Горделиво возвышаясь среди невысокой застройки, оно властно стягивало к себе перспективы окружающего ландшафта.

К сожалению, после революции 1917 года судьба храма сложилась трагично. При обследовании церквей города Вятки в 1924 году Горкоммунотдел пришёл к выводу , что Спасский собор, как вполне отвечающий техническим соображениям, можно «приспособить под жильё или какие-либо культучреждения. Что же касается других церквей, то они к использованию не подходят». Так Спасский собор чудом остался не разрушен.

13 мая 1929 года райком Союза металлистов просит отдать здание собора под клуб металлистов. 6 мая 1929 года просьба была удовлетворена и с 4 июля 1929 года решением Президиума Горсовета Спасский собор был закрыт. 6 сентября 1929 года Горсовет передал здание собора под клуб металлистов, но эта организация не нашла зданию должного использования. В феврале 1930 года здание Спасского собора было передано в распоряжение педагогического института на перестройку под общежитие студентов.

Летом 1930 года снесены колокольня и купол собора, а здание внутри перестроено на четыре этажа и разделено на комнаты. По описи 1 декабря 1931 года здание Спасского собора используется как общежитие пединститута. В 1969 году здание бывшего Спасского собора передано институту «Росоргтехстром». Новые хозяева безжалостно перестраивали здание в соответствии со своими нуждами.

Собор пришёл в страшный упадок, почти ничего уже не напоминало о некогда величественной святыне, породнившейся со Спасской башней Московского Кремля и Новоспасским монастырём. Полностью был уничтожен барабан с куполом и своды, на которых стоял купол. Колокольня разобрана наполовину, окна растёсаны, нарушены внутренние связи здания, которые распределяли нагрузку, внутри сделаны многочисленные перегородки и перекрытия. Собор принял вид не храма, а гражданского сооружения. Для восстановления необходима полная реконструкция, воссоздание недостающих архитектурных частей, реставрация интерьеров. На момент возвращения собора и осмотра его специалистами была названа сумма необходимая для его восстановления — по меньшей мере, 400 тысяч долларов.

3 октября 1994 года за № 914 решением вятскогогубернатора Десятникова Василия Алексеевича здание собора передано в ведение Вятской Епархии.

19 мая 1995 года за № 21 распоряжением Комитета по управлению имуществом Спасский собор передан на баланс церковной общины прихода Спасского собора. Церковная община по восстановлению собора основана 21 марта 1995 года; в неё вошли представители городской интеллигенции, горожане.

Церковная община образовала приходский Совет, в который вошли: Мурашев Пётр Петрович — инженер-коммерсант, Панченко Юрий Васильевич — писатель, Макалкин Юрий Михайлович — инженер-энергетик, Краев Олег Николаевич — инженер, Комарова Лидия Николаевна — бухгалтер, Виноградов Олег Николаевич — инженер-строитель.

С января 1996 года начались работы по составлению проектной документации на восстановление здания собора — руководитель Ситников Валерий Геннадьевич, архитекторы Скопин Евгений Львович и Панькова Наталья Валентиновна. В соборе начались разборочные работы.

Силами одной церковной общины собор не восстановить, нужны были объединенные усилия всех жителей областного центра. Был утверждён проект восстановления Спасского собора. В планах — восстановление колокольни, внутренняя отделка храма, восстановление придела Рождества Святой Богородицы.

Бесценная икона Спаса Нерукотворного, хранившаяся почти 300 лет в московском храме, после событий 1917 года бесследно утеряна. Исчезла икона Спасителя и на Вятской земле. Известно, что иконостас Спасского собора в 1850 году был перевезён в Кумёны, но и там после 1917 года не удалось найти следов пропавшей иконы. Лишь в начале ХХI века по незначительным записям и воспоминаниям удалось восстановить «новый» образ Спасителя. Новая икона Спаса Нерукотворного была написана вновь молодым кировским художником Сергеем Кубасовым. Сейчас эта икона занимает достойное место в восстанавливаемом храме.

За первые два года работы был восстановлен придел святой великомученицы Екатерины, он был торжественно освящён 30 апреля 1999 года, в нём начались богослужения. Число первых прихожан было около 25 человек. С момента возвращения собора церкви прошло немногим более 10 лет; реставрация идёт полным ходом. Раньше первым реставрировали Екатерининский придел, потом — Казанский. Сейчас реставрация идёт тем же путём. В XVIII веке отделка храма длилась 48 лет, а между освящением Екатерининского и Казанского придела прошло13 лет (1775 — 1783 гг.), а сейчас — только 3 года (30.04.1999 — 20.07.2004 гг.).

Как и во времена своего создания, собор строится медленно, но всем миром. Это истинно народный храм. Кто-то помогает доброхотными деньгами, кто-то оказывает богоугодную помощь по строительным работам в соборе, дарение старых икон, церковных книг, лампад и т. п. А кто-то просто помолится о здравии создателей, жертвователей и благоустроителей Спасского собора. Помогают и прихожане, одна из которых, Анна Алексеевна Шкарина, рассказывает:

На субботниках не только работали, понравилась сама атмосфера, необычная тишина храма создает тишину в душе, успокаивает, и это замечали многие. Мысли приходят в порядок, мы ощущаем спокойствие, начинаем по другому воспринимать мир Божий, исчезает городская суета. Приходит ощущение святости храма, переосмысливание событий жизни, бесконечной мирской суеты.

Работали, в среднем, 3-4 часа, потом все с радостью оставались на чаепитие. За ним происходило обсуждение духовных вопросов. Эти субботники продолжались до открытия придела Святой Екатерины. С открытием храма наши субботние встречи, к сожалению, закончились, потому что отпала необходимость в субботниках, и , к радости, потому что стали встречаться на службах, что привело к более высокому уровню духовного общения.

Любое пожертвование — польза восстанавливаемому храму. Но Спасский собор, как и любой храм, возрождается с возвращением икон. Отец Александр Перминов рассказывает:

Икона Спасителя была пожертвована 2-3 года назад (я не видел кем). Новые 8 икон в киотах — жертва семьи Натальи и Александра Бугай. Несколько старых икон восстановлены и подарены Спасскому собору разными прихожанами.

Известный кировский коллекционер Пётр Перминов передал Спасскому собору 150 -килограммовый бронзовый колокол. Вопрос о колоколах был очень актуален, т.к. возведение колокольни над собором подходит к завершению. Набор из 6 колоколов (они ранее были изготовлены в Бахте) у нас есть, но этот подаренный займёт самое почётное место. Он был отлит в Вятке в конце XIX века, и практически не использовался. Башня собора очень большая, на ней должно быть не менее 12 колоколов, среди них будет и самый большой колокол города — 6 тонн.

К радости православных жителей города Спасский собор приобрёл список чудотворной иконы «Святой Праведной Анны». Сама икона находится в Афонском ските в Греции. Чтобы приобрести список, собору помогал весь город, горожане собрали 30 тысяч рублей. В течение полутора лет икону специально для нас писал старец Херувим, который делал аналогичный список и для Греческой церкви.

Спасский собор является домовым храмом Вятского духовного училища, здесь будущие священнослужители и регенты постигают основы богослужения, учатся Церковному уставу, молитве, пению. На их плечах лежит помощь в богослужении, охрана и приборка, многое в храме делается их руками.

Сказ про улицу Хлыновитскую

«Жизненно необходимо, чтобы народ понимал свою историческую
преемственность в потоке чередующихся времён — из чувства
этого и 
вызревает вера в своё национальное бессмертие».
Леонид Леонов

Города, как живые существа, имеют собственные имена. Улицам люди тоже дают названия. Они живые. Расскажем про улицу — про ту, которая ближе к Кремлю, к древнему Торгу. Появилась она на плане только 114 лет назад. Пока без названия. Её проложили архитекторы, авторы проектного плана города. Утверждая план, Екатерина II начертала на нём «Быть по сему». Тогда город был небольшой, улица пересекала его поперёк, с севера на юг, от Гласиса до Гласиса. Дальше начиналась слобода, а за ней село Хлыновское, по которым и назвали улицу Хлыновитской. Продержалось это название недолго, и после 1804 г. Хлыновитскую стали называть Казанской. В старину вятские обозы, выехав из Хлынова, проезжали по этой улице до новой площади. Она указывала, в каком направлении по ней надо двигаться, чтобы выйти на Казанский тракт. Это название продержалось долго.

21 сентября1918 г. постановлением Вятского городского Совета рабочих и красноармейских депутатов Казанскую улицу назвали именем Троцкого, тогда председателя Революционного военного совета республики — Реввоенсовета. «Иудушка Троцкий» вскоре оказался главным «врагом народа» — и бывшую Казанскую переименовали вновь. Так в 1928 г. постановлением Вятского горисполкома улица переименована и стала называться улицей Большевиков. Сейчас во врагах большевики…

Одна из наиболее протяженных (с 1812 года — «дольная») Казанская улица была наиболее загруженной перевозками и оживленной. Пересекая Раздерихинский спуск к паромной переправе и Спасский спуск к сезонным наплавным мостам, Казанская перехватывала все грузовые потоки из Правобережья и по Сибирскому тракту. Все грузы шли через площадь Общего торга, а отсюда на запад и на юг. Неслучайно первый мост через Засорный овраг был построен в 1802-1806 г.г. именно на Казанской улице. Длительное время он оставался единственным на всем протяжении оврага. Роль Казанской улицы в жизни города ещё более возросла после 1818 г., когда там сформировалась еще одна торговая Хлебная площадь; тогда улица приняла на себя весь грузовой поток из юго-восточной части губернии.

От других улиц города Хлыновитская отличается сложным рельефом, громадным перепадом высот — больше сорока метров. На месте улицы — овраг. Самая вершина, правда. Как быть? Решили вершину оврага засыпать… в будущем. А пока сделали временный объезд за счёт соседнего квартала. С тех пор это единственная улица города, не пересекающая встретившийся на её пути овраг. Здесь, в вершине оврага, уже за пределами хлыновского посада, находился убогий дом. «Божедом», «скудельница», называли его, — это глубокие ямы, в которые сбрасывали найденные мёртвые тела, сохраняя от зверей, тела в яме закладывали жердями, хворостом, сучьями, таких умерших называли »заложенными». Раз в год, на четвёртой неделе после Пасхи, совершалось их погребение, тогда здесь служили панихиду, а после неё закапывали яму и тут же открывали новую — для следующего года. Церковь запрещала хоронить на кладбищах умерших неестественной смертью или по какому-нибудь несчастному случаю, вот их и закапывали в эти ямы. Ямы, ямы… сколько их было здесь? В XVI веке об этом захоронении напоминали только неровности рельефа — старые ямы, да поминальная часовня при них.

Старые ямы восемнадцатого века — не только место захоронения, но и узел оборонительных сооружений. Здесь в вершине оврага, у боевой Троеворотной башни сходились острог и ров посада XV — XVI веков и Земляной город XVII столетия. Память о них сохраняют названия — Старые ямы, давно исчезнувший переулок «На ямах». Раздерихинский овраг, Старые ямы, примыкающий к ним бывший Александровский сад, а ныне парк имени Степана Халтурина с его планировкой и памятниками архитектуры представляют собой исторический памятник культуры и архитектуры Вятской земли. Овраг, место ночной битвы хлыновцев с устюжской ратью — битвы, закончившейся полным поражением противника. Это была битва за независимость Вятской земли.

Бывший Алексанровский сад, устроенный по проектам губернского землемера М. Ивакина, губернского архитектораА.Тимофеева и академика живописи, архитектора А. Витберга, в своей планировке сохранил память о былых укреплениях. Береговая ротонда поставлена на месте боевого выступа. Многие годы сад считается памятником архитектуры.

Недалеко от Александровского сада, где улица делает скобку, обходя овраг, стоит небольшой кирпичный дом в два этажа. Его северный фасад — напоминание о Старых ямах. В 1819 г. мещанин Козьма Ухов получил место и проект на постройку каменного дома «лицом на улицу Раздерихинскую» и двух флигелей справа и слева от него. Ухов сумел построить только часть дома на три окна вместо пяти, а пристрой был выстроен позднее. Через много лет уже новый владелец усадьбы выстроил на Казанской, полукаменный дом. В этом доме снимал квартиру в 1893 г. ссыльный П.А.Голубев, земский статистик и публицист.

Последний в этом квартале дом и надворный флигель принадлежал семье коллежской советницы М.М.Бехтеревой, матери ученого с мировым именем В.М.Бехтерева, невропатолога, физиолога, психолога, организатора института по изучению мозга и психической деятельности, впоследствии получившем его имя. В 1925 г. вдова В.М.Бехтерева передала дом городскому Совету под диспансер для нервнобольных, сообщив, что она выполняет желание покойного.

В следующем квартале на нечетной стороне три крупных каменных дома одного владельца в прошлом — Спасского собора. Они построены в разные года и разными архитекторами. Их внешний вид запечатлел время и меняющиеся художественные вкусы общества. Дом угловой — двухэтажный, на высоком цокольном этаже и с мезонином, построен около 1853 г. архитектором П.Ф.Глазыриным. Следующий двухэтажный каменный дом построен в 1842 г. архитектором И.Т.Соловкиным. Тоже двухэтажный, но с мезонином дом построен в 1825 г. архитектором Дюссар де Невилем. Все три здания составляли одну усадьбу. В 1929 г. отнесены к числу памятников архитектуры и взяты под охрану Главнаукой Наркомпроса СССР.

В 1935 г. по решению горсовета и «Плану разборки старых зданий на кирпич» ограда усадьбы и ворота разобраны, кирпич использован для постройки жилых зданий. Эти дома интересны тем, кто проживал в этих домах. Помимо протоиерея И.Ф.Фармаковского с домочадцами в спасских домах проживали: семьи дьякона В.А.Верещагина (прадеда художника Ю.А.Васнецова) и протоиерея Е.З.Нагорничных (деда камчатского миссионера и харбинского митрополита Нестора, в миру Анисимова), гимназист М.Чемоданов (стал врачом и художником) и протоиерей Н.П.Кувшинский, поповичи Дрягины. Чуть выше, на углу Казанской и Преображенской, стоял дом купца Гусева.

В 1810 году Я.Ф.Гусев выстроил особняк, чистая доходность недвижимости оценивалась в 14500 рублей и считалась самой высокой в городе. Интерес дома в его уникальном балконе-балконище. Трудно сравнивать дом Гусева и дома Спасского собора в архитектурном отношении. Один благодаря колоннам и фронтону как бы устремились ввысь, другой — крепко, основательно встал на земле. И большущий балкон лишь добавил шири и приземлённости. Чем ещё памятен гусевский дом? В 1865 году здесь размещалось местное отделение Госбанка, в 1871 г. — контора пароходства, в 1889 г. — ссудная касса, в 1895 г. — трактир, в 1923 г. — телефонизированный кабинет конторы Главрыбы…

И ещё о балконе. Купеческая хватка, желание охватить побольше, что для данного места вполне оправдано. Балкон выходил на главную площадь, своего рода светский и духовный центр города, отсюда можно было наблюдать все главные вятские действа-празнества.

В 1824 году здесь, на площади, Александр I «изволил смотреть развод Вятского гарнизонного батальона» и произвёл подполковника Ростовщикова в полковники. А в 1837 году Александров племянник (наследник престола) при огромном стечении народа приезжал помолиться в кафедральный собор. А ещё ежегодная ярмарка — «свистунья» каждую весну на несколько дней превращала площадь перед гусевским балконом в своеобразную сцену, на которой торговали, веселились, ставили балаганные представления… А в германскую отсюда, с площади, уходили на фронт. А в гражданскую здесь стали регулярно митинговать и хоронить  убиенных красных героев. Сохранившиеся фотографии военных смотров, митингов, похорон были сделаны с этого, гусевского, балкона.

Южнее Гостиничного переулка — древний Торг, ровесник Кремля, а вокруг него некогда стояли храмы: Казанский, Воскресенский, Покровский, Вознесенский, Спасский. Одни из них разрушились от времени, а затем снесены ещё в XVIII в. (Казанский, Вознесенский), другие разобраны на кирпич в 30-х гг. (Воскресенский, Покровский), и только один Спасский собор, тогда закрытый, сохранился в том виде, какой получил после перестройки в 1760 — 1769 гг., но уже без колокольни и купола. От первоначального каменного собора 1693 г. (это был третий по старшинству построения каменный храм в Хлынове) сохранились только каменные лавки на паперти. Северная часть торговой площади, от собора до Гостиничного переулка, была застроена деревянными лавками по проекту Рослякова, но ещё в1798 г. они сгорели, и с тех пор эта часть площади использовалась для торговли «с рук» и «с возов».

В южной части площади (пересечение со Спасской улицей) 1799-1818 годах по проектам Рослякова построили несколько одно-, двухэтажных каменных лавок. В 1876 году на западной стороне улицы выстроили двухэтажный гостиный двор. За оврагом — небольшой двухэтажный каменный дом М. Г.Чарушиной. В нём жил первый вятский художник с академическим образованием, ученик А.Л.Витберга в период его вятской ссылки Д.Я.Чарушин. На восточной стороне улицы квартал начинается угловым каменным домом. Он построен в 1795 году. С 1803-1806 годах Ф.М.Росляков арендовал дом для своей многочисленной семьи, которая занимала второй этаж. В первом помещалась губернская чертёжная. Этот дом чиновника М.Т.Окулова — памятник архитектуры конца ХVIII века. Завершает квартал трёхэтажный каменный дом купца П.В.Алцыбеева, он переходил от владельца к владельцу. Номера, чайная-столовая, библиотека-читальня, попечительство о народной трезвости, госпиталь, яхт-клуб, снова кофейная, столовая, и опять номера «Даурия». Ныне в здании художественное училище. Автор проекта неизвестен.

А дальше, до Хлебной площади, известной жителям города под названием Верхнего рынка, целая череда каменных купеческих домов. Назовём те из них, что оставили заметный след в истории города. Дом на углу с Орловской — дом купца Петра Гусева. Позднее он стал местом проведения первой выставки сельских произведений. А какие имена связаны с ней! Готовил выставку А.И.Герцен. Осматривал выставку поэт и воспитатель наследника престола В.А.Жуковский. Можно не называть Высочайшего посетителя — именно его сопровождал Жуковский, именно ему давал пояснения Герцен. Здесь был выставлен автопортрет Дмитрия Яковлевича Чарушина, открывший ему длинную дорогу в Петербургскую Академию Художеств. В этом же доме долгое время размещалась почтовая контора, благодаря которой бывшая Казанская стала началом почтовых трактов. Близость Верхнего рынка позволяла купцам надеяться на выгодную сдачу в наём и торговых помещений, и каменных амбаров, и жилых помещений постоялого двора.

На улице Большевиков 6 ноября 1923 года был открыт Дом крестьянина (ныне в нём гостиница «Колос»). При нём открыли музей, библиотеку, читальню, клуб, столовую. Как культурно-просветительное учреждение Дом крестьянина играл большую роль в культурном и политическом воспитании крестьян. Сейчас этот дом — памятник истории и культуры области.

Хлебная площадь. Её застройка активизировалась после 1818 года. Строили здесь каменные дома купцы нового поколения. К середине века Верхний рынок стал самым крупным и оживлённым рынком города. Площадь кишела народом два дня в неделю, по четвергам и воскресеньям. Весь город сходился здесь в базарные дни.

30 августа 1839 года в центре площади был заложен Александро-Невский собор архитектора А.Л.Витберга. Строили его долго — освящение состоялось только в 1864 году. Каменная кладка была в основном закончена уже в сентябре 1848 года. Собор господствовал над застройкой в этой части города. Теперь взгляды путников уже с далёких подступов выискивали и находили две точки: Кремль и Александро-Невский собор. Он принадлежал всему городу. Далеко, за Торгом виднелся портал Александровского сада, а где-то на площади можно было встать на точку, с которой и собор, и портал виделись равновеликими. Теперь и Казанская улица не казалась дорогой в никуда: и с севера, и с юга перспективу её замыкал собор.

В 1938 году Александро-Невский собор снесли. Вместо него выстроено здание филармонии. Заменить собор в качестве архитектурной доминанты оно не смогло. Город лишился опоры. Церковь — это часть культуры русского народа. Испокон веков русские люди строили свою жизнь по христианским заповедям. Вера поддерживала в человеке все хорошее, светлое. Церковь прививала человеку нравственные начала. Прошла революция, пришла новая власть, вера в Бога была надломлена. Но оторвать веру от людей невозможно, народ снова возвращается к религии. Люди тянутся к высокому, светлому и чистому, а именно таким является Божий храм.

Как и всякий приходский храм, Спасский собор не столько памятник архитектуры, сколько истории. Под его сводами тысячи вятчан на протяжении столетий вымаливали у небес радости, любви, замаливали земные грехи. Но кто знал, что через 350 лет забудут вятские свою святыню, изуродуют собор. Пора остановиться, опомниться!

Возрождение Спасского собора дело не одного года, не одного десятилетия. Храмы строились приходами, общинами, на мирские копейки. Способны ли мы, сегодняшние, собраться и в добром согласии на свои кровные восстановить падающие, разрушенные храмы? Восстановить и содержать их, что сложнее и многократно дороже. Но главное даже не в восстановлении в прежнем виде материального видимого благолепия храма, главное — в собрании нового прихода и клира, в непрерывности литургической жизни, в возрождении храмовых традиций, таких как почитание образа Спасителя и крестных ходов. На это должны быть направлены основные усилия прихожан. Очень верится, что в возобновлении церквей и служб начнет восстанавливаться наша духовность. Ведь без прошлого — нет будущего.

Список литературы

  • Берова А. И. Архитектура Вятки последней четверти XVIII — начала XIX вв. и творчество Рослякова: рукопись / А. И. Берова. —
  • М., 1993.
  • Верещагин А. С. Город Хлынов в 1676 году по росписному списку князя Петра Семеновича Прозоровского и с воеводою Василием Поликарповичем Нарышкиным: рукопись / А. С. Верещагин. — 1906.
  • Виноградов О. Н. Спасский собор: рукопись / О. Н. Виноградов – Киров, 1995.
  • Воскобойников В. М. Энциклопедический православный словарь. Толкование символов и обрядов. Описание главнейших православных святынь [Текст] / В. М. Воскобойников — М.: Эксмо, 2005.
  • Ендальцев П. В. Спасский собор [Текст] / П. В. Ендальцев // Выбор. 1992, №14.
  • История и культура Вятского края: тезисы докладов и сообщений к межрегиональной конференции [Текст] / Кировская обл. б-ка им. А. И. Герцена. — Киров, 1994.
  • Каптиков А. Ю. Каменное зодчество русского Севера, Вятки и Урала XVIII век [Текст] / А. Ю. Каптиков. – Свердловск, 1990.
  • Луппов П. Н. История города Вятки [Текст] / П. Н. Луппов. – Киров, 1958.
  • Милорадович Г. А. Вятка и её достопримечательности [Текст] / Г. А. Милорадович. – Вятка, 1874.
  • Смирнов А. Г. Храм возродится [Текст] / А. Г. Смирнов // Вятский край. 1994, №184.
  • Тинский А. Г. Планировка и застройка города Вятки в VII — XIX вв. [Текст] / А. Г. Тинский. — Киров, 1976.
  • Шелыгин М. История Спасского собора [Текст] / М. Шелыгин // Вятский Епархиальный Вестник. 2002, №9.
  • Эммаусский А. В. Очерки по истории Вятского края [Текст] / А. В. Эммаусский. – Киров, 1958.
  • Юрьев В. П. Вятская старина [Текст] / В. П. Юрьев. – Вятка, 1888.

Куншина Вера Сергеевна,
«История и современность Спасского собора города Кирова»
(Общероссийский конкурс творческих работ «Идеи Д. С. Лихачева и современность»).

 

Яндекс.Метрика
footer.jpg